На главную
Нормотворческая деятельность
Сегодня: среда 23 октября 2019

Главная Официальные выступления и заявления

Официальные выступления и заявления

Выступление заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов Лилии Вадимовны Федотовой на заседании Правительства Ростовской области 26 июня 2013 г. по вопросу «О результатах оценки эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Ростовской области»

Уважаемые Сергей Иванович, члены Правительства, присутствующие!

В преддверии нового бюджетного цикла 2014 - 2016 годов нам необходимо дать оценку всему финансовому ресурсу областного бюджета, как источнику обеспечения всех принимаемых расходных обязательств. И, в частности, оценить эффективность установленных налоговых льгот.

В соответствии с предоставленными полномочиями законодательством Ростовской области предусмотрены налоговые льготы и дифференцированные ставки по налогам на имущество организаций и налогу на прибыль, транспортному налогу, а также налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Предоставление налоговых льгот всегда сопряжено с бюджетными потерями, поэтому так важен процесс определения их экономической целесообразности.

Приведу несколько оценочных показателей в целом.

За 2012 год в областной бюджет поступило налоговых доходов 76,7 млрд. рублей, из них региональных налогов 11,5 млрд. рублей или 15 процентов в общем объеме поступлений. От суммы региональных налогов налоговые льготы, предоставленные областным законодательством составили 1,55 млрд. рублей или 13,5 процентов.

Из полутора миллиардов рублей выпадающих доходов бюджета от предоставления налоговых льгот большая часть приходится на долю налога на имущество организаций (53,9 процентов) и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (36 процентов).

Объем льгот, предоставленных по налогу на имущество организаций, в 2012 году составил 837,35 млн. рублей, около 8 процентов от суммы налога, поступившего в бюджет области.

В настоящее время Правительством Российской Федерации в отношении региональных льгот проводится достаточно жесткая налоговая политика, целью которой является наращивание собственного доходного потенциала субъектов Российской Федерации. Принята поэтапная отмена налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении естественных монополий. С 2013 года нулевая ставка увеличена до 0,4 процентов, ее размер будет постепенно повышаться, до достижения в 2018 году величины, установленной Налоговым кодексом – 2,2 процента.

Оценка экономической и социальной эффективности действия льгот проводится ежегодно на постоянной основе.

Это выражается в необходимости, с одной стороны, систематизации действующих льгот и их оценке на предмет согласованности и проблем администрирования, а с другой – в выявлении тех налоговых льгот, которые наиболее актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций, повышения инвестиционной привлекательности региона.

Наиболее крупными пользователями льготы по налогу на имущество организаций являются предприятия, осуществляющие инвестиционную деятельность.

Данной льготой воспользовались 36 инвесторов.

Сумма льгот по налогу на имущество организаций, направленных на поддержание инвестиционной активности, составила 569,05 млн. рублей или 6,3 процента от суммы налога, поступившей в региональный бюджет.

Отчасти, благодаря данным льготам, в области реализованы крупные инвестиционные проекты, такие как:

  • строительство и последующая эксплуатация торгово-развлекательного комплекса «РИО», инвестор ООО «МИС», г.Ростов-на-Дону;
  • увеличение производственных мощностей комплекса по выращиванию индейки, ООО «Евродон», Октябрьский район Ростовской области;
  • выращивание материнского стада индейки для комплекса по разведению индейки, ООО «Урсдон», Усть-Донецкий район Ростовской области;
  • строительство комплекса производства нитки для ковров и ковровых изделий, ЗАО «Меринос», г.Ростов-на-Дону;
  • расширение издательско-полиграфической деятельности, ООО «Омега-Принт», г. Ростов-на-Дону.

Только по перечисленным пяти проектам в прошедшем году создано более 2 тысяч рабочих мест.

Стимулирование инвестиционной деятельности продолжает оставаться одним из основных направлений налоговой политики области.

Следующая категория налогоплательщиков, пользующаяся льготой по налогу на имущество организаций в виде пониженной ставки по налогу в размере 0,8 процентов - организации, осуществляющие водоотведение и водоснабжение населения и организаций, при условии, что выручка от данного вида деятельности за налоговый период составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Объем данной налоговой льготы составил 89,0 млн. рублей.

По итогам 2012 года на территории области деятельность по водоснабжению и водоотведению осуществляли 229 организаций, из которых только 18 предприятий воспользовались правом применения пониженной налоговой ставки.

Несмотря на незначительный удельный вес объема предоставленной налоговой льготы, она является сдерживающим фактором для роста тарифов на коммунальные услуги этих ресурсоснабжающих организаций.

Еще одним крупным пользователем льготы являются организации и учреждения, финансируемые из бюджетной системы области.

В 2004 году была сформирована достаточно крупная категория налогоплательщиков в целях исключения встречных платежей в отношении организаций, финансируемых из бюджета. Это органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, бюджетные и казенные учреждения, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств областного и (или) местных бюджетов.

С 2012 года органы законодательной и исполнительной власти, бюджетные и казенные учреждения, финансируемые за счет областного бюджета и бюджетов городских округов и муниципальных районов, являются плательщиками налога на имущество. Это позволило обеспечить в большей части финансовое обеспечение полномочий, перешедших на региональный уровень в области здравоохранения, что явилось одним из положительных факторов при оценке качества управления региональными финансами.

Вместе с тем, 408 органов исполнительной власти муниципальных образований, их бюджетные и казенные учреждения, финансируемые из бюджетов городских и сельских поселений, на сегодня освобождены от уплаты налога на имущество, сумма выпадающих доходов составляет 170 млн. рублей, наряду с тем, что более половины средств областного бюджета передается в муниципалитеты, в том числе значительные средства на решение вопросов местного значения. Эта тема нуждается в более углубленном анализе.

Еще одна категория налогоплательщиков, пользующихся льготой по налогу на имущество организаций, на которой я хотела бы остановиться, это федеральные бюджетные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере охотничьего хозяйства, которые получают полное освобождение от уплаты налога на имущество организаций. В рамках действующего с 01.01.2012 г. закона № 83-ФЗ финансирование госзаданий бюджетных учреждений включает в себя необходимые средства на уплату налога на имущество за счет средств федерального бюджета. Оценка эффективности такой льготы говорит сама за себя.

Поскольку расходы на уплату налогов федеральным бюджетным учреждениям (согласно закону № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») осуществляются за счет субсидий соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, сохранение данной льготы утратило свою актуальность.

Особое внимание требует льгота, предоставленная по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для налогоплательщиков, применяющим объект налогообложения «доходы минус расходы».

Наша область одна из первых в условиях кризиса отреагировала на предоставленную Федерацией возможность уменьшить с 2009 года налоговую нагрузку на малый бизнес путем снижения налоговой ставки по УСН с 15 до 10 процентов.

Общая сумма льготы составила 561,0 млн. рублей или 10,6 процентов от суммы налога, поступившего в бюджет.

К сведению: пониженная ставка для плательщиков упрощенной системы налогообложения в настоящее время действует на территории 70 субъектов Российской Федерации.

С одной стороны, опыт использования данной льготы заслуживает положительной оценки, поскольку позволил не только поддержать микропредприятия, но и быстро восстановиться в посткризисный период.

С другой стороны, льгота оказалась обоюдовыгодной как для бизнеса, так и для доходов бюджета. За период пользования льготой от рассматриваемой категории плательщиков поступило в бюджет Ростовской области 2,9 млрд. рублей, тогда как сумма потерь составила всего лишь 1,5 млрд. рублей.

Эффект достигнут в основном за счет увеличения:

  • оборота организаций более, чем в полтора раза;
  • фонда оплаты труда на 90 процентов.

Количество хозяйствующих субъектов, находящихся на льготируемом объекте налогообложения «доходы минус расходы», стабильно увеличивается и по итогам 2012 года составило 21,3 тыс. организаций и предпринимателей.

Итак, подводя итог по объемам крупных льготируемых источников, таких как налог на имущество организаций сумма льгот - 837 млн. рублей и льгот малому бизнесу - 561 млн. рублей, перейдем к рассмотрению менее бюджетоемкого, но не менее значимого источника - транспортному налогу.

Льготы по транспортному налогу составили 64,0 млн. рублей или 4,1 процента в общем объеме налоговых льгот.

В структуре льгот по транспортному налогу 92 процента приходится на социально незащищенные слои населения. Это – Герои СССР, РФ, Соцтруда, граждане, подвергшиеся радиации, инвалиды, ветераны и т.д. Такие льготы не должны оцениваться с точки зрения их эффективности, так как, априори, являются одной из мер социальной поддержки населения.

Вместе с тем, оставшиеся 8 процентов льгот по транспортному налогу приходятся на хозяйствующие субъекты, которые должны платить все налоги, установленные законодательством Российской Федерации. В рассматриваемом периоде льготой в виде полного освобождения от налога пользовались государственные унитарные предприятия, осуществляющие строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог.

Таких предприятий в области 29. Сумма предоставленных льгот составила 5,0 млн. рублей.

Объем налоговых платежей в консолидированный бюджет области уплаченный этими предприятиями - 100,7 млн. рублей при выручке от реализации - 3,1 млрд. рублей.

Таким образом, влияние налоговой льготы по транспортному налогу слабо увязывается с результатами деятельности этих хозяйствующих субъектов.

Федеральное законодательство дает право регионам устанавливать пониженную ставку по налогу федерального уровня - на прибыль организаций, в части поступающей в областной бюджет.

Льготы по налогу на прибыль организаций составили в 2012 году 92,8 млн. рублей или 6 процентов в общем объеме налоговых льгот. Льгота предоставляется в виде пониженной налоговой ставки (13,5 процентов) в части сумм, зачисляемых в областной бюджет.

Основными пользователями данной льготы являются предприятия, осуществляющие инвестиционную деятельность. На их долю приходится 99 процентов от общей суммы использованной льготы.

Подводя итог сказанному, считаю сохранение и укрепление налогового потенциала Ростовской области должно быть сопряжено с мерами поддержки субъектов предпринимательства, и четкого осознания того, что если мы сегодня теряем, предоставляя льготы по налогам и оказывая другие меры поддержки, то это должно обернуться расширением производств, созданием новых рабочих мест, повышением заработной платы.


Доклад окончен. Спасибо за внимание!