На главную
Нормотворческая деятельность
Сегодня: воскресенье 20 октября 2019

Главная Официальные выступления и заявления

Официальные выступления и заявления

Доклад Заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов Л.В. Федотовой на заседании Законодательного Собрания Ростовской области 19 ноября 2013 года

Уважаемые Василий Юрьевич! Виктор Ефимович!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Проект областного закона «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» подготовлен Правительством Ростовской области и представлен в Законодательное Собрание Ростовской области в установленном законодательством порядке с соблюдением сроков и требований к составу одновременно направляемых с проектом бюджета документов и материалов.

Публичность представленного на Ваше рассмотрение проекта бюджета обеспечена путем его опубликования в средствах массовой информации, размещения на сайтах Законодательного Собрания и Правительства Ростовской области, проведением 12 ноября текущего года публичных слушаний.

В основу формирования областного бюджета положены стратегические цели и задачи, определенные Бюджетным Посланием Президента России, основные направления бюджетной и налоговой политики, утвержденные Губернатором Ростовской области. При этом учтены прогнозные показатели социально-экономического развития Ростовской области на 2014-2016 годы.

Уважаемые депутаты!

Учитывая, что при рассмотрении в 1-ом чтении проекта бюджета на предстоящую трехлетку обсуждается и дается общая оценка концепции законопроекта, позвольте доложить Вам основные его положения.

Основа бюджетной политики Ростовской области – улучшение условий жизни жителей Ростовской области, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, достижение устойчивых темпов экономического роста.

Предлагаются следующие основные параметры областного бюджета на 2014-2016 годы.

  • Доходы на 2014 год сформированы в объёме 124,1 млрд. рублей, на 2016 год - 132,9 млрд. рублей. Темп их роста к первоначально утвержденному бюджету 2013 года составит в 2014 году - 110,5 процента.
  • При расчете предложенного на Ваше рассмотрение объема доходов учтены ключевые показатели прогноза социально-экономического развития Ростовской области, изменения налогового законодательства, наиболее полное взыскание недоимки, в том числе в принудительном порядке, мнение налоговой службы, а также изменения бюджетного законодательства в части изменения нормативов зачисления отдельных источников по уровням бюджетной системы.

  • Расходы областного бюджета запланированы на 2014 год в объеме 128,4 млрд. рублей, на 2016 - 134,0 млрд. рублей. Темп роста к первоначальному бюджету 2013 года составит в 2014 году - 110,1 процента.
  • Дефицит в 2014 году складывается на уровне первоначально утвержденного бюджета 2013 года и составит 4,2 млрд. рублей, или 4,1 процента при предельно допустимом в 15 процентов от объёма собственных доходов областного бюджета. В 2015 и 2016 годах предполагается удержать его на уровне около 1 процента.
  • В ходе обсуждения законопроекта уже ставился вопрос, насколько предлагаемые основные показатели 2014 года отличаются от показателей, утвержденных еще в 2011 году на первую трехлетку 2012-2014 годов.

    Все основные показатели по 2014 году уточняются в сторону увеличения. В целом доходы областного бюджета были запланированы 107,3 млрд. рублей, сейчас - 124,1 млрд. рублей. При этом прирост предусмотрен по собственным налоговым и неналоговым доходам и по безвозмездным поступлениям. Ранее утвержденные расходы выросли с 116,1 млрд. рублей до 128,4 млрд. рублей.

В целях наращивания собственной доходной базы продолжится решение задач по укреплению налогового потенциала Ростовской области, максимально возможному использованию собственных налоговых ресурсов, что будет способствовать снижению зависимости от федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности региона.

В перспективе статус самообеспеченного субъекта позволит расширить возможности по самостоятельному решению вопросов социально-экономического развития области и, в тоже время, безусловно сохранить возможность и необходимость участия Ростовской области в получении целевых федеральных средств на дальнейшее развитие.

На 2014 год 20 федеральных государственных программ предполагают участие регионов, уже предусмотрено выделение нам целевых средств по 7 программам.

Исходя из сформированных на уровне Федерации бюджетных правил эта работа будет продолжена как в процессе принятия федерального бюджета 2014 – 2016 годов, так и в ходе его исполнения.

  • Собственные налоговые и неналоговые доходы являются основными источниками бюджета. Их доля составляет 83 процента от общих поступлений.
  • В 2014 году их объем запланирован - 103,0 млрд. рублей, с ростом на 10,3 процента по сравнению с первоначальным бюджетом 2013 года.

    В последующих 2015, 2016 годах ожидается дальнейший рост к предыдущему году на 11,0 и 10,2 процента соответственно. К 2016 году объем доходов составит - 126,0 млрд. рублей.

  • Межбюджетные трансферты из федерального бюджета запланированы в 2014 году в сумме 19,9 млрд. рублей, в том числе:
    • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности - 8,8 млрд. рублей;
    • дотации на обеспечение сбалансированности - 3,1 млрд. рублей на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.
    • целевая финансовая помощь к 1-ому чтению предлагается на уровне утвержденных трансфертов, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и с учетом федеральных средств, включенных в государственные программы Ростовской области. Ко 2-му чтению с учетом рассмотрения проекта федерального бюджета на 2014-2016 годы в Государственной Думе Российской Федерации возможно уточнение целевых поступлений.

В 2014 - 2016 годах будет продолжена экономически обоснованная долговая политика.

В рамках проведения взвешенного подхода по привлечению кредитных ресурсов государственный долг Ростовской области составит к концу 2016 года - 19,5 млрд. рублей, или15,5 процента от нормативной величины, установленной Бюджетным кодексом РФ.

Для сравнения аналогичный процент госдолга в среднем по субъектам РФ уже в настоящее время составляет 24 процента.

Принципиальной новацией бюджета является его формирование по программной структуре расходов на основе 21-й вновь утвержденной Правительством Ростовской области государственной программы, что обеспечит большую прозрачность, открытость и подконтрольность бюджетных расходов.

21 принятая программа содержит 85 подпрограмм, в которых консолидированы основные мероприятия по достижению целей и решению задач соответствующих направлений социально-экономического развития Ростовской области и, прежде всего, в секторах государственной ответственности - социальной сфере.

В 2014 - 2016 годах в программах сосредоточено свыше 90 процентов расходов областного бюджета. На их реализацию в 2014 году предусмотрено 120,4 млрд. рублей.

Впервые в рамках программ достижение конкретных целей и результатов государственной политики предусмотрено не только путем концентрации и повышения эффективности расходования средств, а также с учетом применения мер государственного регулирования: налоговых льгот, использования государственного имущества, контрольных функций, расширения экономической основы местного самоуправления.

В числе вновь принятых программ - государственная программа Ростовской области - «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами». Государственная программа определяет принципиальные тенденции развития государственных финансов Ростовской области, совершенствование межбюджетных отношений.

Проект бюджета подготовлен с учетом оптимизации действующих расходных обязательств и направлении финансовых ресурсов на решение наиболее приоритетных задач бюджетной политики Ростовской области. В их числе: безусловное исполнение социальных обязательств перед гражданами, выполнение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации, решение социальных и экономических задач области.

  • Приоритет - социальная сфера - более 2/3 расходов бюджета ежегодно будут направлены на образование, здравоохранение, социальную защиту жителей области, культуру, спорт, молодежную политику. В 2014 году - 86,4 млрд. рублей.
  • В рамках оказания жителям области государственных услуг учреждениям отраслей социальной сферы предусмотрено 44,6 млрд. рублей.

    В проекте бюджета в приоритетном объеме с учетом принципа адресности и нуждаемости предусмотрены средства на социальную поддержку льготной категории граждан. На эти цели для более 1 миллиона 400 жителей Дона предусмотрено - 19,5 млрд. рублей на 2014 год, что на 1,7 млрд. рублей превышает уровень 2013 года. В их числе: ветераны труда, труженики тыла, люди пожилого возраста и инвалиды, малоимущие граждане, многодетные семьи. Продолжится предоставление жилищных субсидий гражданам, поддержка материнства и детства.

  • Приоритетное направление бюджета - реализация указов Президента Российской Федерации. На данные цели на предстоящие три года бюджетом предусмотрено 29,0 млрд. рублей. Большая часть из этих средств - 19,8 млрд. рублей будет направлена в рамках утвержденных «дорожных карт» на повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетного сектора экономики.
  • Особое внимание в бюджетных проектировках уделено формированию институтов развития, вложениям в инфраструктуру, государственной поддержке отдельных отраслей экономики, другими словами – «бюджету развития». Его объем оценивается в 2014 году в 18,6 млрд. рублей.
  • Подготовительные мероприятия к Чемпионату мира по футболу придадут дополнительный мощный импульс дальнейшему развитию Ростовской области. В проекте областного бюджета на трехлетний период предусмотрено 2,6 млрд. рублей, в том числе в 2014 году – 1,7 млрд. рублей. Это: проектирование и строительство системы водоснабжения аэропортового комплекса «Южный» и прилегающих населенных пунктов (I этап) - 989,9 млн. рублей; проектно-изыскательские работы по строительству стадиона -200,0 млн. рублей; строительство водноспортивного объекта «Акватория» (1 этап) - 222,6 млн. рублей; строительство Южного подъезда к стадиону - 278,5 млн. рублей. В дальнейшем расходы бюджета на подготовку к Чемпионату мира значительно увеличатся.
  • Продолжится строительство, реконструкция, капитальный ремонт детских садов, аварийных школ, учреждений здравоохранения.
  • Значительный приток инвестиций в плановом периоде получит дорожная отрасль. Расходы на строительство и реконструкцию объектов дорожного хозяйства составят 18,6 млрд. рублей. С 1 января 2014 года в муниципальных образованиях будут созданы собственные муниципальные дорожные фонды.
  • Также в областном бюджете предусмотрены ассигнования на решение проблем, которые жителями области считаются одними из самых острых – это жилищно-коммунальное хозяйство. В 2014 – 2016 годах в указанную отрасль Дона будет направлено 10,3 млрд. рублей, в том числе: проведение капитального ремонта многоквартирных домов, замена лифтов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, на модернизацию системы коммунальной инфраструктуры.
  • Предусмотрена государственная поддержка инвестиционной деятельности - налоговые льготы, субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, развитие государственно-частного партнерства.
  • На оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям ежегодно предусмотрено - более 1,5 млрд. рублей. Дополнительно на эти цели в процессе исполнения бюджета будут учтены федеральные средства после распределения их по субъектам РФ, которые в Ростовскую область поступают в значительном объеме.
  • В части «аппаратных» расходов будет продолжена политика ненаращивания таких расходов за счет жесткого нормирования, в том числе в пределах установленного Российской Федерацией норматива.

Предстоящий бюджетный период станет важным этапом совершенствования межбюджетных отношений.

В первую очередь, это связано с необходимостью принятия трехлетних бюджетов в программном формате, финансового обеспечения реализации указов Президента России и дальнейшими изменениями в разграничении полномочий.

В связи с этим, особую актуальность приобретают вопросы сбалансированности бюджетов, обеспечения эффективного использования бюджетных средств, приоритизации расходных обязательств, наращивания собственных доходов местных бюджетов.

Финансовая поддержка местных бюджетов остается одним из приоритетных направлений бюджетной политики Ростовской области.

Общий объем межбюджетных трансфертов по 117 направлениям составит в 2014 году 64,1 млрд. рублей или половину всех расходов областного бюджета. К первоначально принятому бюджету на 2013 год рост составляет 7,4 млрд. рублей или 12,9 процента. В целом на 2014 - 2016 годы объем межбюджетных трансфертов оценивается в сумме 192,1 млрд. рублей.

Особенности межбюджетных отношений на предстоящий трехлетний период:

  1. предоставление муниципальным образованиям вновь вводимой субвенции на финансовое обеспечение дошкольного образования в объеме 5,0 млрд. рублей, начиная с 2014 года;
  2. продолжение передачи в местные бюджеты дополнительных отчислений от собственных доходов областного бюджета: налога на прибыль организаций (5,55%), при чем, из 83 регионов РФ осталось только 7 передающих налог на прибыль на местный уровень, НДФЛ (10%), налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (33,75%). На 3 года это – 29,1 млрд. рублей;
  3. увеличение общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности районов и городов на 771,1 млн. рублей в 2014 году и на 1 250,2 млн. рублей в 2015 году, в связи с перераспределением расходных полномочий по дошкольному образованию с местных на областной бюджет и снижением нормативов по НДФЛ по дотационным местным бюджетам;
  4. 4) в целях стабильности объемов финансовой поддержки местным бюджетам распределение 80 % дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на этапе формирования бюджета без дальнейшей ежегодной корректировки утвержденных объемов.
  5. Вместе с тем, формирование нераспределенного резерва в объеме 20 % общего объема дотаций на 2015 и 2016 годы, который будет распределяться непосредственно перед очередным финансовым годом, исходя из уточненных параметров экономики (на 2015 год – 810,9 млн. рублей, на 2016 – 883,6 млн. рублей).

  6. в целях компенсации дополнительных расходов бюджетов поселений, связанных с отменой с 01.01.2014 льгот по налогу на имущество организаций, увеличение на 115,3 млн. рублей субвенции на предоставление дотаций бюджетам поселений;
  7. уточнение методики оценки налогового потенциала местных бюджетов, в части использования показателей в пределах среднеобластного темпа роста для неснижения дотаций у территорий с опережающим ростом собственных доходов.

Уважаемые депутаты!

Все параметры проекта бюджета были подробно изучены и обсуждены в комитетах и аппарате Законодательного Собрания: концепция бюджета, социальные статьи расходов, дорожный фонд, инвестиционная составляющая, поддержка экономики, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, вопросы государственной службы и местного самоуправления.

На законопроект получены все необходимые заключения.

Высказанные в ходе обсуждения предложения будут рассмотрены при подготовке проекта областного бюджета к рассмотрению во втором чтении.

Прошу принять проект областного закона «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый 2015 и 2016 годов» в 1-ом чтении.

Доклад окончен.