На главную
Нормотворческая деятельность
Сегодня: среда 23 октября 2019

Главная Официальные выступления и заявления

Официальные выступления и заявления

Тезисы заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов Л.В. Федотовой на Публичных слушаниях по проекту областного закона «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2013 год», состоявшихся 11 июня 2014 года

Уважаемый Президиум!

Уважаемые участники публичных слушаний!

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства сегодня Правительство Ростовской области публично представляет отчет об исполнении областного бюджета за 2013 год.

Публичные слушания являются уже традиционным способом информирования населения о состоянии государственных финансов в Ростовской области. Мы стремимся к тому, чтобы открытость и прозрачность бюджетных процедур способствовали развитию степени доверия граждан к органам государственной власти.

На официальном сайте министерства финансов Ростовской области любой гражданин может ознакомиться с материалами по годовому отчету в доступной форме во вновь введённой рубрике «Бюджет для граждан». Участникам сегодняшних слушаний роздан обширный презентационный материал.

Проведению Публичных слушаний предшествовал целый комплекс мероприятий:

  • бюджетная отчетность об исполнении консолидированного бюджета Ростовской области была принята Федеральным казначейством Российской Федерации;
  • законопроект «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2013 год» подготовлен и представлен в Законодательное Собрание Ростовской области в сроки, предусмотренные бюджетным законодательством;
  • отчет был опубликован в средствах массовой информации для общественного обсуждения, а также рассмотрен на расширенном заседании коллегии министерства финансов области при участии общественного совета и финансовых органов муниципальных образований.

Бюджетная политика области в 2013 году была направлена на решение задач, поставленных руководством страны, Губернатором Ростовской области. В их числе:

  • выполнение указов Президента России,
  • безусловное исполнение социальных обязательств,
  • решение вопросов экономического развития.

В целом достигнуты позитивные результаты исполнения бюджета Ростовской области за 2013 год в сравнении со среднероссийскими показателями.

Доходы консолидированного бюджета (как свода областного и местных бюджетов) получены в 2013 году в сумме 155,4 млрд. рублей, с ростом на 1,9 процента относительно уровня 2012 (регионы - 1,2 процента).

Темп роста собственных налоговых и неналоговых доходов - 104,6 процента. В целом по регионам - 103,2 процента.

Расходы консолидированного бюджета Ростовской области исполнены в объёме 164,5 млрд. рублей, с ростом на 8 процентов при темпах роста в целом по субъектам Российской Федерации - 5,6 процента).

Обеспечено приоритетное направление средств на отрасли социально-культурной сферы также с превышением среднероссийских показателей.

Расходы на образование, социальную политику, культуру, спорт и здравоохранение составили 111,5 млрд. рублей, или 67,8 процента всех расходов (по России - 60,8 процента).

Ростовская область занимает первое место по объему расходов социальной направленности по Южному Федеральному округу.

В прошлом году, как и прежде, Правительством области проводилась взвешенная долговая политика.

Государственный долг Ростовской области на 1 января 2014 года составил 15,1 млрд. рублей, или 18,2 процента от предельно допустимого уровня, установленного Бюджетным кодексом.

Для сравнения среднероссийский показатель – 33 процента от собственных доходов региональных бюджетов, а по Южному Федеральному округу – 64 процента.

В прошлом году были привлечены заемные средства в сумме 7,2 млрд. рублей в кредитных организациях на выгодных условиях как по процентной ставке (7,61 и 7,66 процента), так и по способу обслуживания госдолга путем открытия кредитной линии. Это способствовало наращиванию инвестиционной составляющей бюджетных расходов.

Вместе с тем, ключевой задачей бюджетной политики Ростовской области является наращивание собственных налоговых и неналоговых доходов на основе темпов экономического роста.

По итогам 2013 года объем собственных доходов областного и муниципальных бюджетов составил 120,9 млрд. рублей.

Доходы областного бюджета по сравнению с предыдущим годом увеличились на 4,6 млрд. рублей, муниципальных бюджетов – на 0,6 млрд. рублей.

Позитивная динамика поступлений обеспечена по:

  •  налогу на доходы физических лиц (темп роста - 108,5%);
  •  от применения специальных налоговых режимов (106,3%);
  •  налогу на имущество организаций (111,3%);
  •  налогу на имущество физических лиц (113,8%);
  •  транспортному налогу (114,6%);
  •  неналоговым доходам (105,4%).

По объему собственных доходов в 2013 году из 83 регионов Ростовская область заняла 11-е место в Российской Федерации. По этому показателю мы входим в число крупнейших региональных бюджетов.

В отчетном 2013 году, несмотря на усиление негативных факторов на макроэкономическом уровне, нам удалось сохранить динамику экономического роста как основу наращивания налогового потенциала Ростовской области.

По большинству ключевых показателей развития донской экономики в отчетном году темпы выше, чем в среднем по России.

Опережающая динамика развития отмечается и в целом за последние 4 года увеличены:

  •  ВРП в Ростовской области на 20,6%, ВВП в России - на 14,2%;
  •  индекс промышленного производства, соответственно, - на 55,4% и на 17%;
  •  оборот розничной торговли - на 34,1 % и на 26 %,
  •  реальные располагаемые денежные доходы населения – на 21,6% и на 15%.

Стимулирование экономического роста обеспечено, в том числе, за счёт проведения эффективной налоговой политики в части льготирования инвестиционной деятельности на территории Ростовской области, снижения ставок для малого бизнеса. Общий объём такой поддержки составил в прошлом году более 1,5 млрд. рублей.

  •  Для инвесторов по налогу на прибыль организаций действует пониженная ставка – в размере 13,5 процента, по налогу на имущество организаций ставка снижена в 2 раза.
  •  Организации, инвестирующие средства в объекты капитальных вложений от 300 млн. рублей, полностью освобождены от уплаты налога на имущество в период реализации инвестпроекта.
  •  Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, стимулирующей мерой является снижение ставки с 15 до 10 процентов. Отдача существенная – поступления налога за 3 последних года выросли в 1,8 раза.

С начала 2013 года на территории Ростовской области действует патентная система налогообложения, которая позволила индивидуальным предпринимателям существенно упростить процедуру регистрации и ведения бизнеса.

Было выдано 983 патента. Много это или мало, но составило более половины (50,6 процента) от общего количества патентов по всему Южному Федеральному округу.

Период введения новой системы налогообложения, к сожалению, совпал по времени с двукратным увеличением федерацией тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд. Это затормозило рост количества выданных патентов, а значительное число индивидуальных предпринимателей прекратили свою деятельность.

С 2014 страховые взносы в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей пересмотрены, тем самым сложились более благоприятные условия для хороших темпов развития патентной системы налогообложения в Ростовской области.

Вместе с тем, итоги поступлений собственных доходов могли быть более результативными. Влияние оказали факторы, непосредственно не связанные с динамикой экономического развития области.

  • Недопоступление налога на прибыль организаций составило в общей сумме 2,5 млрд. рублей.

  • Основное влияние оказала деятельность обособленных подразделений, головные организации которых расположены за пределами области. По этой категории налогоплательщиков поступления налога при запланированном в бюджете росте снижены почти на 2 млрд. рублей, или на 17 процентов к 2012 году.

    По 37 обособленным подразделениям, вошедшим в состав 10-ти консолидированных групп налогоплательщиков, выпадающие доходы областного бюджета составили 0,8 млрд. рублей.

    Предложения по изменению порядка расчетов по налогу на прибыль этой категории налогоплательщиков направлены в министерство финансов РФ.

  • Недопоступление доходов от акцизов.
  • В связи с проводимой государственной политикой по снижению масштабов злоупотребления алкоголем, а это и социальная проблема, и личная проблема отдельно взятых семей, по акцизам от реализации алкогольной продукции в условиях снижения производства план не выполнен на 2,5 млрд. рублей.

    Вместе с тем, благодаря в целом опережающему темпу роста собственных налоговых и неналоговых доходов Ростовской области обеспечено дальнейшее снижение дотационности нашего бюджета при сохранении уровня целевой федеральной поддержки на приоритетные вопросы развития.

    По итогам 2013 года Ростовская область впервые включена в список низкодотационных регионов страны с долей межбюджетных трансфертов от 5% до 20 %.

    Безвозмездные поступления консолидированного бюджета области в 2013 году в целом составили 34,5 млрд. рублей, или 101,1 процента к плану.

    Запланированные дотации, в том числе на реализацию Указов Президента России, получены в полном объеме – 10,4 млрд. рублей.

    Субсидии, субвенции и иные целевые межбюджетные трансферты поступили из федерального бюджета в сумме 24,3 млрд. рублей. При этом субсидии и иные трансферты целевого характера, первоначально запланированные в сумме 2,3 млрд. рублей, по итогам 2013 года достигли 14,6 млрд. рублей или с ростом в 6,3 раза.

    Эти позитивные результаты достигнуты благодаря взаимодействию Правительства Ростовской области с Правительством России, депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации Российской Федерации и в первую очередь поддержке нашего сенатора - заместителя Председателя Совета Федерации Евгения Викторовича Бушмина – а это и вопросы совершенствования межбюджетных отношений, и распределение субсидий на модернизацию региональных систем дошкольного образования (1,7 млрд. рублей), на поддержку сельского хозяйства (1,7 млрд. рублей) и многие другие вопросы.

Уважаемые участники публичных слушаний!

Областной и муниципальные бюджеты были сформированы и исполнены в 2013 году на основе программно-целевого метода бюджетного планирования, который охватывает большую часть бюджетных ассигнований. Прежде всего в социально-культурной сфере, об объёмах финансирования которой я доложила ранее.

В целом на реализацию 35 областных программ направлено 108,6 млрд. рублей или 86,4 процента бюджетных расходов с ростом к уровню 2012 года на 8,3% . Кроме того было реализовано порядка 6,0 тысяч муниципальных программ с объёмом финансирования 89,4 млрд. рублей.

Мои коллеги - члены Правительства в своих выступлениях доведут до Вас информацию об исполнении бюджета по наиболее бюджетоёмким отраслям социальной сферы, сельскому хозяйству, дорожному фонду.

Остановлюсь на ключевых вопросах реализации политики Правительства Ростовской области в сфере бюджетных расходов.

Расходы областного бюджета, непосредственно связанные с развитием Ростовской области в 2013 году составили 19,5 млрд. рублей.

Средства были направлены на:

  •  развитие дорожного комплекса (5,4 млрд. рублей);
  •  строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной и инженерной инфраструктуры (5,1 млрд. рублей);
  •  приобретение основных средств для учреждений бюджетного сектора экономики (0,4 млрд. рублей);
  •  разработку ПСД и оплату проектно-изыскательских работ (0,5 млрд. рублей);
  •  строительство, приобретение и оплату части стоимости жилья, переселение граждан из аварийного жилого фонда (6,0 млрд. рублей);
  •  субсидирование части затрат инвесторов по уплате процентов по инвестиционным кредитам (2,1 млрд. рублей).

В целях реализации Указа Президента РФ расходы на строительство дошкольных образовательных учреждений, в том числе с привлечением средств федерального бюджета, профинансированы в объеме 519 млн. рублей.

Осуществлялось строительство и реконструкция детских садов в Аксайском, Волгодонском, Каменском, Мартыновском, Матвеево-Курганском, Миллеровском, Орловском, Сальском, Усть-Донецком районах, в городах: Батайске, Донецке, Ростове-на-Дону, Таганроге и Новошахтинске.

Кроме того приобретены в муниципальную собственность здания под детские дошкольные образовательные учреждения в Аксайском, Багаевском, Каменском, Красносулинском, Миллеровском, Тацинском, Родионово-Несветаевском районах, городах Гуково и Каменск-Шахтинский. На указанные цели направлено 210,8 млн. рублей.

В отчетном году продолжалась реализация комплекса мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и строительство социального жилья. На указанные цели направлено 6,0 млрд. рублей. За счет бюджетных субсидий приобрели жилье или улучшили жилищные условия более 6,0 тыс. семей.

В 2013 году дан старт реализации проекта «Народная ипотека» – предоставление бюджетных субсидий гражданам, открывающим вклады в кредитных организациях с целью накопления средств для улучшения жилищных условий. 77 граждан открыли такие вклады.

Выполнение указов Президента России является приоритетной задачей для Правительства области в рамках утвержденных «дорожных карт».

На эти цели в 2013 году направлено почти 10,0 млрд. рублей средств консолидированного бюджета, в том числе на поэтапное повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетного сектора экономики 3,4 млрд. рублей.

По итогам года повышение заработной платы этих категорий бюджетников обеспечено с перевыполнением целевых показателей дорожных карт по доведению уровня оплаты труда до средней заработной платы в экономике (21 616,6 рублей).

Конкретные данные по категориям и отраслям имеются в розданных вам презентационных материалах.

Один из приоритетов бюджетных расходов Ростовской области - развитие жилищно-коммунального комплекса.

На реализацию государственных программ «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» и «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» из консолидированного бюджета направлено более 3,0 млрд. рублей.

В результате построены и реконструированы:

  •  34 водозаборных скважины,
  •  2 водопроводные и 2 канализационные насосные станции,
  •  2 котельные,
  •  107 км сетей водоснабжения и 16 км канализации,
  •  34 объекта электрических сетей наружного освещения.

Приобретено 38 единиц резервных источников электроснабжения.

Разработано 3 рабочих проекта по строительству газовых сетей, по которым получено положительное заключение государственной экспертизы.

Наряду с этим, продолжена реализация мероприятий с объёмом затрат в 481,6 млн. рублей по развитию водоснабжения и газификации в сельской местности.

В 30 сельских муниципальных образованиях построено 182 км распределительных газовых сетей и 81 км водопроводов.

На мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов направлено 723,6 млн. рублей. Проведён ремонт в 253 многоквартирных домах общей площадью 810 тыс. кв. метров, заменено 225 лифтов.

На мероприятия по повышению эксплуатационной надежности жилых домов г. Волгодонска с привлечением средств федерального бюджета направлено 145,4 млн. рублей.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области была продолжена работа по обеспечению устойчивого роста региональной экономики, увеличению конкурентных стимулов для товаропроизводителей области, формированию благоприятного инвестиционного климата, реализации инновационного потенциала предприятий области.

На государственную поддержку региональной экономики в 2013 году из консолидированного бюджета области направлено более 9,1 млрд. рублей.

Подавляющая часть финансовой поддержки осуществлялась в рамках областных программ развития сельского хозяйства, развития субъектов малого и среднего предпринимательства, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область.

Без малого половина расходов областного бюджета (48,4 процента) – межбюджетные трансферты муниципальным образованиям по 143 направлениям в общем объеме 60,8 млрд. рублей.

Дополнительно за счет переданных отчислений от областных налогов местные бюджеты получили 7,7 млрд. рублей дополнительных доходов или более 20 процентов их собственных доходов (налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц.)

По поручению Губернатора области в течение всего года осуществлялся оперативный контроль за обеспечением сбалансированности местных бюджетов.

В целях предотвращения кассовых разрывов местных бюджетов было выделено 498 млн. рублей бюджетных кредитов, 388 млн. рублей опережающих дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Дополнительно выделено 1,2 млрд. рублей дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.

Выполняя тактические задачи при исполнении бюджета и подготовке отчёта нельзя не работать над совершенствованием бюджетного процесса, делать «заделы» на будущее. Не стал исключением и 2013 год.

Правительство области создало условия для перехода с 2014 года к формированию бюджета в программном формате (утверждена 21 государственная программа).

Были определены новые принципы государственного финансового контроля.

Проведены мероприятия по внедрению современной единой информационной системы управления общественными финансами.

По оценке федерального центра Ростовской области третий год подряд присвоена 1 степень качества управления региональными финансами в России.

Уважаемые участники публичных слушаний!

Надеюсь, что сегодняшнее публичное представление отчёта об исполнении бюджета, его обсуждение будут способствовать:

  •  открытости бюджетной политики Ростовской области,
  •  подконтрольности использования бюджетных средств,
  •  учёту мнения гражданского общества при осуществлении бюджетного процесса.

Доклад окончен!

Благодарю за внимание!