На главную
Нормотворческая деятельность
Сегодня: среда 23 октября 2019

Главная Официальные выступления и заявления

Официальные выступления и заявления

Выступление заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов Л.В. Федотовой на расширенном заседании Правительства Ростовской области по вопросу о результатах оценки эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Ростовской области, которое состоялось 16 июля т.г.

Уважаемый Василий Юрьевич, уважаемый Виктор Ефимович, участники расширенного заседания Правительства Ростовской области.

Налоговая политика Ростовской области, прежде всего, направлена на полную мобилизацию доходов, предусмотренных законодательством в региональный бюджет. Вместе с тем, на территории области действует система налоговых льгот, которая предусматривает поддержку как крупных инвесторов, так и стимулирование предприятий малого бизнеса. В преддверии формирования проекта бюджета на следующий бюджетный цикл необходимо оценить эффективность предоставленных налоговых преференций, объем выпадающих доходов и источников их покрытия.

Оценка проводится в соответствии с Порядком утвержденным постановлением Правительства Ростовской области № 826.

Под налоговыми льготами понимается снижение налоговых ставок или уменьшение налоговой базы хозяйствующих субъектов, а также менее защищенных слоев населения.

Выпадающие доходы бюджета, обусловленные применением налоговых льгот и преференций, установленных законодательством о налогах и сборах, являются налоговыми расходами.

Все правовые нормы, касающиеся предоставления региональных налоговых льгот, закреплены положениями Областного закона «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области».

В соответствии с предоставленными полномочиями законодательством Ростовской области предусмотрены налоговые льготы и дифференцированные ставки по 4 налогам – налогу на имущество организаций, налогу на прибыль, транспортному налогу, а также налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В 2013 году региональные льготы предоставлены 17 категориям, или более 73 тысячам налогоплательщиков, в том числе более 50 тысячам физических лиц.

В объеме всех налоговых льгот региональные льготы, установленные областью, составляют около одной трети, федеральные льготы – 62%, местные – 11%.

В 2013 году в областной бюджет поступило налоговых доходов 81,3 млрд. рублей, из них региональных налогов 14,2 млрд. рублей, или 17 процентов от общего объема поступлений.

От суммы региональных налогов льготы, предоставленные областным законодательством, составили 1,9 млрд. рублей, или 13,3 процента.

Значительная часть этой суммы приходится на налог на имущество организаций (почти 60 процентов) и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (33,5 процента).

Около 7 процентов приходится на льготы по транспортному налогу и налогу на прибыль.

Льготы по налогу на имущество организаций составили 1 111,7 млн. рублей.

Из них предоставленные:

  • предприятиям, реализующим инвестпроекты с объемом капвложений 300 млн. рублей и более,- объем льгот 822,6 млн. рублей, или 74 процента;
  • организациям, осуществляющим водоотведение и водоснабжение населения и организаций, – 84,4 млн. рублей, или 7,6 процента;
  • организациям федеральной почтовой связи, расположенным в Ростовской области – 8,2 млн. рублей, или 0,7%;
  • религиозным организациям – в отношении имущества, не используемого для осуществления религиозной деятельности, – 0,2 млн. рублей, или менее одной сотой процента, используемого для религиозной деятельности – не облагается в соответствии с налоговым кодексом.

Наиболее крупными пользователями льгот по налогу на имущество организаций являются предприятия, осуществляющие инвестиционную деятельность в соответствии с Областным законом «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» на условиях, определенных Областным законом Ростовской области «Об инвестициях в Ростовской области».

Налоговые преференции представлены в виде пониженной налоговой ставки до 1,1 процента или на 50 процентов и полного освобождения от уплаты налога.

В 2013 году льготами воспользовались 43 инвестора.

Вместе со льготой по налогу на прибыль в сумме 64,5 млн. рублей общая сумма льгот, направленных на поддержку инвестиционной активности, составила 887,1 млн. рублей.

Необходимо отметить, что в 2013 году 11 крупным инвесторам предоставлены субсидии на общую сумму 414,4 млн. рублей, из которых 6 организаций получили также налоговые льготы.

От использования данных льгот получен следующий экономический эффект.

Объем налоговых платежей инвесторов в бюджет области составил 8,6 млрд. рублей или примерно 10 процентов всех поступлений в областной бюджет – по сравнению с 2012 годом увеличился на 7,7 процентов и практически в десять раз превышает сумму предоставленных налоговых льгот.

К показателю социально-экономического эффекта данной категории можно отнести рост среднемесячной заработной платы работников, который превышает среднеобластной показатель почти на 6 тыс. рублей и составляет более 27 тыс. рублей.

Расходы инвесторов на социальную поддержку работников и членов их семей, неработающих пенсионеров, возросли по сравнению с 2012 годом на 34 процента. Более подробно по вопросу стимулирования инвестиционной деятельности проинформирует мой содокладчик.

Следующая категория налогоплательщиков, пользующаяся льготой по налогу на имущество организаций в виде пониженной ставки в размере 0,8 процентов - организации, осуществляющие водоотведение и водоснабжение населения и организаций, при условии, что выручка от данного вида деятельности за налоговый период составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации.

Объем налоговой льготы - 84,4 млн. рублей, или около 2 процентов от выручки предприятий – получателей налоговой льготы.

По итогам 2013 года деятельность по водоснабжению и водоотведению осуществляли 226 организаций, из которых:

  • более 80 процентов находятся на специальном налоговом режиме в виде упрощенной системы налогообложения и не являются плательщиками налога на имущество организаций;
  • часть организаций не выдерживают установленный критерий по удельному весу выручки;
  • и только 18 предприятий воспользовались правом применения пониженной налоговой ставки.

Таким образом, льготой пользуются всего 7,5 процентов от общего количества организаций, осуществляющих сбор, очистку и распределение воды на территории области. Несмотря на незначительный удельный вес, налоговая льгота является фактором, сдерживающим рост тарифов на коммунальные услуги этих ресурсоснабжающих организаций.

Рентабельность по рассматриваемой группе организаций в среднем составила 3,02 %, или выросла по сравнению с 2012 годом в 1,1 раза.

Несмотря на то, что деятельность предприятий, осуществляющих водоотведение и водоснабжение планово убыточная, объем платежей в бюджет области составил 170,6 млн. рублей, что более чем в 2 раза превышает сумму налоговой льготы.

Важная роль в регулировании экономики принадлежит специальным налоговым режимам, направленным на решение определенного блока экономических и социальных вопросов. С целью усиления стимулирующего эффекта по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, действует льгота в виде снижения налоговой ставки с 15%, установленной налоговым кодексом, до 10%.

Льгота введена в условиях кризиса 2008-2009 годов и действует до настоящего времени.

Категория плательщиков, пользующихся преференцией по данному налогу, всего одна. Это плательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, применяющие объект налогообложения «доходы минус расходы», с численностью до 100 человек, не имеющие филиалы и имеющие основные средства с остаточной стоимостью менее 100 млн. рублей и другие ограничения.

Общая сумма льготы составила 623,3 млн. рублей, или третью часть от всех региональных льгот, а также в областной бюджет поступило 2,4 млрд. рублей за весь период действия льготы, в том числе в 2013 году – 1,2 млрд. рублей.

Социально-экономический эффект достигнут в основном за счет увеличения:

  • оборота организаций более чем в 1,7 раза;
  • фонда оплаты труда более чем на 100 процентов, т.е. в 2 раза.

Количество хозяйствующих субъектов, находящихся на льготируемом объекте налогообложения «доходы минус расходы», стабильно увеличивается и по итогам 2013 года составило около 22 тыс. организаций и предпринимателей.

Перейдем к рассмотрению менее бюджетоемкого, но не менее значимого источника - транспортного налога.

Льготы по транспортному налогу составили 49,5 млн. рублей, или 2,7 процента от общего объема налоговых льгот.

В структуре указанной льготы 5 категорий физических лиц, на них приходится 85 процентов, или 42 млн. рублей.

На территории области проживают граждане:

  •  относящиеся к категории Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда, полные кавалеры ордена Славы – 67 человек;
  •  подпадающие под действие закона «О ветеранах» - 46,7 тысяч человек;
  •  имеющие автотранспортное средство (микроавтобус) в соответствии с законом «О социальной поддержке детства в Ростовской области» - 23 семьи;
  •  подвергшиеся воздействию радиации – 12,2 тысячи человек;
  •  инвалиды всех групп – 318,5 тысяч человек.

Понятно, что не все эти граждане являются автовладельцами. Однако такие льготы не должны оцениваться с точки зрения их эффективности, так как являются одной из мер социальной поддержки населения.

Кроме того, льготой по транспортному налогу пользуются общественные организации инвалидов, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Сегодня в области действуют более 100 общественных объединений. Членами обществ являются более 90 тысяч человек. Несмотря на это, доля этих льгот невелика – всего 5 процентов в общей сумме льготы по налогу, или 2,5 млн. рублей, но социальный эффект здесь трудно переоценить. Это – сохранение рабочих мест для инвалидов, их реабилитация, социальная интеграция в общество, поддержка социально незащищенных категорий граждан.

Федеральное законодательство дает право регионам устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль организаций в части, поступающей в областной бюджет.

Льготы по налогу на прибыль организаций составили в 2013 году 76,7 млн. рублей, или 4,1 процента в общем объеме налоговых льгот.

Основными пользователями льготы являются предприятия, осуществляющие инвестиционную деятельность. На их долю приходится 84 процента от общей суммы использованной льготы.

Льгота предоставлена также учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям уголовно-исполнительной системы. К этой категории относятся 11 организации с суммой льгот 0,9 млн. рублей, что составляет 1,3 процента от суммы льготы по налогу на прибыль и 6,3 процента от суммы налоговых платежей, уплаченных данными организациями в бюджет области.

Льгота, которая действует с 2003 года, отчасти обуславливает стабильность финансового положения организаций, гарантирует возможность использования высвобожденных средств на улучшение условий содержания заключенных, обучение их профессиям, модернизацию производственных мощностей.

И в заключении

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2015-2017 годы предусмотрено регионам провести инвентаризацию льгот по региональным налогам. Мы это делаем с 2010 года и ряд неэффективных льгот по отдельным категориям налогоплательщиков были уже отменены за прошедший период по результатам рассмотрения Правительством и Законодательным Собранием Ростовской области.

Учитывая социальную составляющую региональных налоговых льгот, а также их направленность на поддержку и развитие экономики и инвестиционной активности, а в их большинстве - задел на будущую отдачу, предлагаю сохранить на 2015 год действующие налоговые льготы и учесть при формировании бюджета.

Доклад окончен. Спасибо за внимание!

 

Скачать презентацию: