На главную
Нормотворческая деятельность
Сегодня: среда 24 апреля 2019

Главная Официальные выступления и заявления

Официальные выступления и заявления

Доклад заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов Л.В. Федотовой на Публичных слушаниях по проекту областного закона «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» 11 ноября 2014 года

Уважаемый Виктор Ефимович, Игорь Александрович!
Уважаемые участники публичных слушаний!
 
Правительство Ростовской области 28 октября текущего года, в установленный законом срок, внесло в Законодательное Собрание проект областного бюджета на 2015-2017 годы.
Сегодня мы впервые его представляем публично, а по существу докладываем о результатах полугодовой совместной работы экономического блока Правительства, министерств и ведомств.
Работа по формированию проекта бюджета безусловно велась во взаимодействии с депутатским корпусом, федеральными органами власти, Минфином России, Федеральным Собранием.
У каждого из Вас имеется на руках обширный раздаточный материал.
Идеологией бюджетной политики является улучшение условий жизни и самочувствия населения Ростовской области, безусловное исполнение всех социальных обязательств, решение вопросов экономического развития.
В основу формирования областного бюджета положены стратегические цели и задачи, определенные Президентом России, утвержденные Губернатором основные направления бюджетной и налоговой политики Ростовской области.
 
 
В основу бюджета заложены прогнозные показатели социально-экономического развития, государственные программы Ростовской области и учтены сценарные условия экономического функционирования в целом Российской Федерации с целью обеспечения надёжности и устойчивости бюджета при очень непростой экономической ситуации в стране.
Как Вы знаете, даже сейчас в процессе обсуждения проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы отмечается, что основные показатели социально-экономического развития России, сформированные ранее, - достаточно оптимистичны и в настоящей реальности предполагаются к уточнению в зависимости от фактических темпов экономического роста, изменения геополитического фона.
Планы, ранее сформированные по итогам 2012 года (с хорошим ростом доходов) пересмотрены. В этих условиях, когда снижаются доходы, когда темпы роста экономики страны несколько ниже, чем прогнозировалось, надо подготовить финансово-бюджетную систему региона к такого рода развитию событий и иметь запас прочности. Жесткость бюджета должна быть абсолютно адекватна нынешней ситуации.
В чем запас прочности предложенного на Ваше рассмотрение проекта бюджета Ростовской области? В его сбалансированности по ключевым показателям, максимальной надежности прогноза собственных доходов, обеспечения в полном объеме принятых Ростовской областью расходных обязательств, прежде всего социального характера.
 
 
Основные показатели проекта областного бюджета сформированы следующим образом.
В 2015 году доходы - 114,4 млрд. рублей, расходы - 128,1 млрд. рублей, дефицит и источники его покрытия в пределах установленных Бюджетным кодексом ограничений – 13,7 млрд. рублей (14,1 процента).
Показатели 2016 и 2017 годов запланированы с ростом к 2015 году и представлены в таблице-слайде.
Очевидным является большая реалистичность показателей доходов и расходов на 2015 год, как в сравнении с первоначальным бюджетом текущего года, так и с аналогичными показателями 2015 года, принятыми в прошлом году в действующей трехлетке.
Помимо пересмотра основных макроэкономических показателей России и региона относительное снижение объясняется рассмотрением проекта федерального бюджета в Госдуме России, где еще не завершено распределение регионам федеральных трансфертов.
Вместе с тем, по сравнению с 2010 первым посткризисным годом в 2015 году расходы вырастут на 37,5 процента, доходы – на 24,7 процента, при этом налоговые и неналоговые доходы увеличатся на 83,7 процента.
На первый взгляд это сухие цифры, но они говорят об опережающем приросте собственных доходов бюджета Ростовской области и гарантированном исполнении принятых расходных обязательств.
На 2015 год собственные (налоговые и неналоговые) доходы запланированы в объеме 97,4 млрд. рублей с ростом к ожидаемому исполнению текущего года на 7,1 млрд. рублей. Их удельный вес в общих доходах составит более 85 процентов.
Налоговый потенциал сформирован по бюджетным правилам, в соответствии с федеральным и областным законодательством. Мы должны ответственно подходить к бюджетной политике и четко планировать доходы, соотносить наши возможности с нашими ресурсами. В противном случае законы экономики все равно сделают свое дело.
Чтобы обеспечить надежность бюджетных проектировок в основу прогноза бюджетных доходов положен консервативный вариант социально-экономического развития.
В 2015 году рост ВРП Ростовской области планируется 2,1 процента (прогноз роста ВВП России 1,2 процента), инвестиций 5,1 процента.
Прогноз собственных доходов сформирован совместно со всеми главными администраторами поступлений и прежде всего с основным – Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области.
Серьезный задел бюджета Ростовской области - предпринимаемые меры поддержки товаропроизводителей, экспортеров, малого и среднего бизнеса, инвесторов. Что, в свою очередь, способствует расширению налоговой базы. Сейчас средства в экономике крайне важны, потому что сейчас дефицит ресурсов, а на кредитном рынке они очень дорогие.
Меры развития и поддержки экономики, учтенные в бюджете, исходя из налогового законодательства включают:
- начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества с момента их ввода в эксплуатацию, независимо от даты государственной регистрации;
- возможность уменьшения налоговой базы на сумму полученных ранее убытков.
- вывод из-под налогообложения движимого имущества (машин, оборудования), принятого на учет с 1 января 2013 года.
На 2015 год сохранены региональные налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций в сумме более 1 млрд. рублей. Значительная часть этих льгот связана с инвестиционной деятельностью и имеет высокую эффективность – в 2013 году за счет расширения налоговой базы налоговые платежи инвесторов в бюджет возросли на 30 процентов.
По налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сохранены льготы в виде пониженной ставки в размере 10 процентов при установленной Налоговым кодексом РФ 15 процентов.
В 2013 году региональными льготами воспользовались более 73 тысяч налогоплательщиков, из них более 50 тысяч физических лиц.
По 2014 году будет информация по его завершению.
Со следующего года, в случае принятия на федеральном уровне,  возможны налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут быть освобождены от уплаты налогов в течение двух лет. Это очень важная тема, потому что это занятость – это развитие и поддержка малого бизнеса.
В совокупности федеральные и региональные меры налогового стимулирования – это достаточно большой объем ресурсов – более 5 млрд. рублей, который остается в экономике области. И это стимулирует внутренние источники роста.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета предусмотрены на 2015 год в объеме 15,9 млрд. рублей.
Вместе с тем, в процессе подготовки проекта областного бюджета ко 2-му чтению объем федеральных поступлений будет уточнен по результатам рассмотрения проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы в Государственной Думе. Активная совместная работа Правительства области и депутатского корпуса в настоящее время продолжается. Уже сегодня можно озвучить, что увеличение данных средств может составить до 27,5 млрд. рублей (или на 11,6 млрд. рублей). Таким образом, по объему федеральной поддержки в следующем году мы должны превысить первоначальный объем 2014 года, который составлял 23,0 млрд. рублей.
Расходы областного бюджета на 2015 год запланированы в объеме 128,1 млрд. рублей, на 2017 год136,7 млрд. рублей.
По отдельным направлениям расходов Вас проинформируют мои коллеги.
Главной особенностью планирования бюджетных расходов на следующий год в рамках трехлетки стали их инвентаризация, перераспределение и переформатирование на сумму свыше 11,9 млрд. рублей. От непервоочередных расходов предлагается отказаться или перенести их на более поздние сроки.
Главное, что удалось в этой работе – приоритизировать, сконцентрировать бюджетные средства на решение ключевых вопросов социально-экономического развития области.
 
 
Благодаря этой работе в следующей трехлетке у нас есть все необходимые ресурсы, есть все возможности для того, чтобы обеспечить выполнение ранее принятых обязательств, обеспечить ресурсами приоритетные социальные, инфраструктурные и инвестиционные программы.
В 2015 году в государственных программах сосредоточено 93 процента (119,1 млрд. рублей) расходов областного бюджета. Каждой государственной программой Ростовской области определены стратегические цели и предусмотрены необходимые объемы средств на их реализацию.
Помимо финансового обеспечения действующих расходных обязательств проектом бюджета предусмотрены:
·                  увеличение расходов на социальное обеспечение и иные выплаты населению на уровень инфляции;
·                   повышение заработной платы работников бюджетной сферы (с 1 октября 2015, 2016 и 2017 годов на 5,0 процентов, 4,5 процента и 4,3 процента соответственно);
·                   повышение стипендий для студентов областных государственных учреждений;
·                  увеличение объема страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, что позволит системе ОМС перейти на полный тариф;
·                  впервые – начнутся выплаты с 1 января 2015 года регионального материнского капитала.
 
Продолжится реализация указов Президента России, в том числе по повышению заработной платы отдельным категориям работников бюджетного сектора экономики в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обеспечении.
На данные цели на предстоящие три года бюджетом предусмотрено 25,8 млрд. рублей.
Часть из этих средств, а именно 7,5 млрд. рублей на 2016-2017 годы зарезервирована на эти цели в областном бюджете, исходя из ежегодного уточнения потребности с учетом фактически достигнутых показателей «дорожных карт». В 2015 году на эти цели также будут зарезервированы средства ко II-му чтению данного законопроекта с учетом прогнозируемых поступлений из федерального бюджета (дотация на сбалансированность на 2015 год – 1,9 млрд. рублей).
В области продолжится реализация системных мер для улучшения демографической ситуации: роста рождаемости, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни.
В числе мер стимулирования поддержки:
·                  ежемесячные денежные выплаты на третьего и последующих детей;
·                   мероприятия по профессиональной подготовке женщин в период отпуска по уходу за ребенком;
(На данные цели в областном бюджете на 2015-2017 годы предусмотрено 2,1 млрд. рублей).
·                  обеспечение льготными лекарственными средствами и мероприятия по борьбе с сахарным диабетом (2,7 млрд. рублей на три года).
Особое внимание - обеспечению граждан доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг.
Приоритетные направления:
·                  переселение граждан из аварийного жилищного фонда (2,8 млрд. рублей, в том числе за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ - 990,0 млн. рублей);
·                   обеспечение жилыми помещениями более 1,5 тысяч детей-сирот (1,3 млрд. рублей), молодых семей (371 млн. рублей);
·                   обеспечение жильем инвалидов, ветеранов боевых действий, семей, имеющих детей-инвалидов(82,0 млн. рублей ежегодно);
·                   льготные условия ипотечного кредитования, в т.ч. многодетных семей (2,1 млрд. рублей);
·                   проведение капитального ремонта многоквартирных домов (1,0 млрд. рублей).
Приоритетами бюджетной политики, в первую очередь, является обеспечение расходов в социальной-культурной сфере - образования, здравоохранения, социальной политики, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики. В 2015 году на эти цели выделено 91,5 млрд. рублей или 71,4 процента всех расходов.
 
 
 
 
Приоритетным направлением расходов в образовании будет дошкольное образование.
(Для решения задачи по ликвидации очередей к 2016 году в детские дошкольные учреждения предусматривается строительство и проведение капитального ремонта детских садов в 2015 году на сумму 4,1 млрд. рублей.)
Социальную поддержку получат более 1,4 млн. жителей Дона.
В их числе:
·       люди пожилого возраста и инвалиды;
·       граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
·       ветераны войны, труда, лица, проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны;
·       дети-сироты, безнадзорные дети, дети, оставшихся без попечения родителей;
·       семьи, имеющие детей (в том числе многодетные семьи, одинокие родители);
·       жертвы политических репрессий;
·       малоимущие граждане.
(На данные цели запланировано в 2015 году 23,9 млрд. рублей, что составляет 18,6 процента к общему объему расходов областного бюджета.)
Приоритет бюджета - формирование институтов развития, вложения в инфраструктуру, государственная поддержка отдельных отраслей экономики, то есть – «бюджет развития». Его объем на 2015 год оценивается в 22,7 млрд. рублей.
Одно из важнейших направлений - подготовка к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году.  Это придаст мощный импульс дальнейшему развитию региона.
На развитие спортивной, транспортной и инженерной инфраструктуры запланировано на 3 года 9,6 млрд. рублей.
Наиболее значимые объекты:
·                   строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Подъезд к аэропорту «Южный» (3,4 млрд. рублей);
·                   реконструкция мостового перехода через р. Дон в створе проспекта Ворошиловский – (3,1 млрд. рублей);
·                   строительство систем водоснабжения и водоотведения аэропортового комплекса «Южный» и прилегающих поселков, включая разработку проектно-сметной документации (1,1 млрд. рублей);
·                   строительство газораспределительной сети высокого и среднего давления г. Ростова-на-Дону с учетом создания кольцевой системы между ГРС Ростов-4 и ГРС Ростов-5 (0,3 млрд. рублей);
·                   реконструкция тренировочных площадок на стадионах в городах Ростове-на-Дону, Азове и Таганроге, включая разработку проектно-сметной документации (0,2 млрд. рублей).
В бюджет развития также включены расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт иных объектов областной собственности, которые были начаты в текущем году или ранее.
 
 
Отдельное направление расходов и особое внимание – подготовка к 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В областном бюджете в 2015 году запланированы средства на проведение капитального ремонта памятников Великой Отечественной войны (70 млн. рублей – 49 памятников).
Расходы на строительство и реконструкцию объектов дорожного хозяйства планируется на 3 года в объеме предусмотреть 17,9 млрд. рублей.
Продолжится необходимая и адекватная текущей экономической ситуации финансовая поддержка предприятий реального сектора экономики.
На её осуществление за счет областного бюджета планируется направить 4,8 млрд. рублей. Дополнительно к этим средствам будет привлечена финансовая поддержка из федерального бюджета. В целях повышения финансовой устойчивости и стимулирования инвестиционной активности предприятий будут субсидироваться их затраты на уплату процентов по инвестиционным кредитам.
Особое внимание уделено сельскому хозяйству. На оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей области ежегодно планируется направить более 1,2 млрд. рублей. Всего на развитие агропромышленного комплекса предусмотрено на 3 года 6,3 млрд. рублей. Вместе с тем, очевидно, что объем этих средств тоже будет увеличен по мере поступления федеральных средств.
 
 
 
Финансовая поддержка муниципальных образований - одно из приоритетных направлений бюджетной политики Ростовской области.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет направлена на обеспечение стабильности финансовых взаимоотношений с местными бюджетами, обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований, повышение эффективности использования бюджетных средств.
Общий объем межбюджетных трансфертов по 84 их направлениям составит в 2015 году - 65,3 млрд. рублей, или 51 процент расходов областного бюджета. В целом на 3 года будет выделено местным бюджетам - 192,2 млрд. рублей.
Субсидии на софинансирование расходных обязательств по собственным полномочиям сосредоточены на приоритетных социально экономических направлениях, в том числе в первую очередь для выполнения программных указов Президента России (на 2015 год - 9,9 млрд. рублей).
В их числе:
·                   строительство и капитальный ремонт детских садов (4,1 млрд. рублей),
·                   строительство, ремонт и содержание муниципальных автомобильных дорог (2,5 млрд. рублей);
·                    переселение граждан из аварийного жилья (1 млрд. рублей);
·                    строительство и реконструкция объектов водопроводно-канализационного хозяйства (0,5 млрд. рублей).
 
Также муниципальным образованиям будет оказана финансовая поддержка на повышение заработных плат работникам бюджетной сферы в рамках реализации майских Указов Президента России. Средства будут предусмотрены ко II чтению проекта бюджета.
По отношению к ранее утвержденным показателям бюджета более чем на 1 млрд. рублей возрастет объем распределенных средств на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов. В сравнении с 2010 годом рост средств на эти цели - в 1,9 раза (2,4 млрд. рублей).
Результаты выравнивания бюджетной обеспеченности позволяют сократить разрыв между наименее и наиболее обеспеченным муниципальным образованием с 28 до 4 раз.
Запланировано предоставление дополнительной финансовой помощи в виде дотаций на обеспечение сбалансированности и бюджетных кредитов по 500 млн. рублей ежегодно.
Вместе с тем этот вид финансовой поддержки должен действительно стать «финансовой подушкой» местных бюджетов в случае существенного и объективного снижения собственных доходов в процессе исполнения бюджета, а не источником финансового обеспечения самостоятельных дополнительных расходных обязательств.
С учетом объема реальной поддержки, а также порядка и условий ее получения по совокупности всего объема и видов финансовой поддержки муниципальных образований более 2/3 средств консолидированного бюджета области будет осваиваться через местные бюджеты. Это 109 млрд. рублей.
 
Одной из важнейших задач предстоящего бюджетного цикла -проведение взвешенной долговой политики, направленной на обеспечение экономически обоснованного и безопасного уровня государственного долга Ростовской области и дефицита областного бюджета с учетом требований бюджетного законодательства.
 
В завершении хочу сказать, что проект бюджета составлен исходя из понимания нынешней непростой ситуации и перспектив социально-экономического развития нашего региона.
Правительство Ростовской области через предложенный проект бюджета обеспечивает макроэкономическую стабильность, социальные гарантии гражданам, стабильное функционирование бюджетного сектора экономики.
Одновременно, мы переориентируем бюджетные расходы на инвестиции, развитие инфраструктуры.
Мы предлагаем бюджетную политику, направленную на поддержание темпов экономического роста, выполнение всех социальных гарантий жителям Ростовской области.
 
Спасибо за внимание.