САЙТ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
http://www.minfin.donland.ru
 
Главная Официальные выступления и заявления

Официальные выступления и заявления

Доклад заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов Л.В. Федотовой на расширенном заседании Правительства Ростовской области 24 июня 2015 года по вопросу «О результатах оценки эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Ростовской области»

  На территории Ростовской области осуществляют деятельность 227 тысяч налогоплательщиков – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  Налог – это обязательный безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц, служит основным источником доходов бюджета и расходуется на благо населения.
  Налоги обязаны уплачивать все плательщики без исключения. Вместе с тем, важным элементом любого налога, носящим исключительный характер, являются налоговые льготы.
  Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от уплаты налога в целях смягчения налогового бремени для налогоплательщиков.
         В этой связи, несмотря на то, что налоговая политика нашего региона, прежде всего, направлена на полную мобилизацию налоговых доходов в бюджет, на территории Ростовской области действует система налоговых льгот, предусматривающих поддержку бизнеса и социальную поддержку населения.
         Данное направление налоговой политики региона подтверждается задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию, Губернатором области о недопущении увеличения налоговой нагрузки на бизнес.
         В настоящее время многие регионы взяли курс на снижение количества налоговых льгот в целях увеличения доходных источников наполняемости бюджетов.
  Наша же долгосрочная налоговая политика строится на том, что мы увеличиваем доходы бюджета за счет роста бизнеса, строительства новых объектов, а не за счет увеличения налогового бремени, поскольку льгота  это – задел на будущее.
         Федеральные налоговые льготы устанавливаются Налоговым кодексом, дополнительные – региональным или местным законодательством, но лишь в сумме, зачисляемой в региональный или местный бюджеты.
  Все правовые нормы, касающиеся предоставления региональных налоговых льгот в Ростовской области, закреплены положениями Областного закона «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области».
  В рамках предоставленных полномочий областным законодательством предусмотрены льготы по 4 налогам - налогу на имущество организаций, налогу на прибыль организаций, транспортному налогу и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
  Льготы не могут носить индивидуальный характер и предоставляются категориям налогоплательщиков. На территории области в 2014 году льготы предоставлены четырнадцати категориям налогоплательщиков по четырем основным направлениям:
    - поддержка инвестиционной деятельности;
    - поддержка малого предпринимательства;
    -   поддержка некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, а также граждан, нуждающихся в социальной защите государства;
    - стимулирование отдельных видов экономической деятельности, таких как водоснабжение, почтовое обслуживание населения. 
  Общая сумма региональных налоговых льгот в 2014 году составила 2 млрд. рублей или 2,3 процента от общей суммы налоговых поступлений в областной бюджет.
  В преддверии формирования бюджета на новый бюджетный цикл необходима пристальная оценка эффективности, предоставленных налоговых льгот, определение объема выпадающих доходов и источников их покрытия.
  Такую оценку мы проводим ежегодно с 2010 года в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области № 826.
  В 2014 году наибольший удельный вес – 60 процентов – приходится на льготы по налогу на имущество организаций, объем составил 1,2 млрд. рублей.
  33 процента – льгота по упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков, уплачивающих налог с объекта налогообложения «доходы минус расходы», объем – 0,7 млрд. рублей.
  7 процентов – на транспортный налог и налог на прибыль организаций или 0,2 млрд. рублей.
  В новой экономической ситуации задачей номер один для органов власти всех уровней остается улучшение инвестиционного климата.
  Ростовская область не является исключением. Василий Юрьевич в своем инвестиционном Послании отметил, что мы нашли рациональный баланс предоставления налоговых льгот инвесторам и обозначил приоритеты развития региона – привлечение инвестиций. Ведь в случае с инвестпроектами, так называемые выпадающие в результате предоставления льгот доходы являются условными. Инвестор создает новый объект налогообложения с нуля, а это всегда абсолютная прибавка к бюджету, потому что создаются новые рабочие места.
  Объем льгот, предоставленных таким организациям, составил более половины от общей суммы региональных налоговых льгот (1,2 млрд. рублей).
  Льготы инвесторам по налогу на имущество организаций составляют 92 процента и налогу на прибыль – 8 процентов от объема предоставленных льгот.  
  Объем капитальных вложений в экономику региона в 2014 году составил 262,5 млрд. рублей, что на 6 млрд. рублей больше, чем в предыдущем году.
  При этом почти 7 процентов вложений (17,5 млрд. рублей) обеспечили 46 инвесторов, использующих льготы и реализующих проекты, направленные на развитие экономики региона в сферах промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и услуг.
  Реализовано 48 инвестиционных проектов, в том числе такими ведущими компаниями, как «Сити-лайф», «Корпорация «Глория Джинс», «Тандер», «Евродон».
  Организациями – инвесторами, получившими государственную поддержку, уплачено в консолидированный бюджет области порядка 7,7 млрд. рублей налогов, что в 7 раз больше предоставленных льгот. Только поступления по НДФЛ составили 2 млрд. рублей.
  Инвесторами – создано 2 400 рабочих мест. Обеспечена средняя заработная плата работников в размере 31,0 тыс. рублей при среднеобластном показателе – 23,6 тыс. рублей.
  Наибольшая эффективность от льготного налогообложения наблюдается по предприятиям, реализующим проекты в сфере промышленного производства.
  Все инвестиционные договоры заключаются от имени Правительства области департаментом инвестиций и предпринимательства Ростовской области на условиях, установленных Областным законом «Об инвестициях в Ростовской области». Учет инвестдоговоров, оценка эффективности экономических показателей проектов производится совместно департаментом инвестиций и министерством финансов области.
  Кроме инвесторов льготами по налогу на имущество организаций воспользовались:
    организации, осуществляющие водоотведение и водоснабжение населения и организаций с пониженной ставкой в размере 0,8 процента вместо 2,2;
    организации федеральной почтовой связи и религиозные организации в виде полного освобождения.
  Общий объем льгот по этим категориям составил 64,5 млн. рублей.
  Льготой воспользовались 17 из 196 предприятий, осуществляющих водоотведение и водоснабжение. Несмотря на то, что деятельность их планово убыточная, объем платежей в областной бюджет превысил сумму налоговых льгот в 4,4 раза и составил 240,5 млн. рублей. Льготная ставка по налогу в размере 0,8 процентов для этих предприятий косвенно оказывает влияние на величину тарифов на коммунальные услуги.
  К таким предприятиям относятся Водоканал города Шахты, Азовский Водоканал, МУП ЖКХ Кулешовского сельского поселения и другие.
  Следующая льгота, имеющая значительный объем, предоставлена по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в виде пониженной налоговой ставки с 15 до 10 процентов.
  Льготным налогообложением воспользовались 21 тысяча организаций и предпринимателей, использующих объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», что составляет 30 процентов от общего количества пользователей упрощенной системой налогообложения (68 тысяч плательщиков).
  Объем льготы в 2014 году составил 0,7 млрд. рублей.
  Полученная налоговая преференция позволила увеличить в 2014 году по сравнению с 2013 годом поступления налога на 10,9 процента, объем которого составил 1,3 млрд. рублей.
  Улучшились основные финансовые показатели:
    на 21,6 процента вырос оборот микропредприятий;
    на 7,9 процента увеличилась среднемесячная заработная плата.
  Льгота предоставляется с 2009 года и является обоюдовыгодной как для бизнеса, так и для бюджета.
  Льготы по транспортному налогу имеют исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности и оказывающие поддержку отдельным категориям населения. Их объем за 2014 год составил 62,7 млн. рублей, или 3 процента от общей суммы льгот, при этом 99,6 процентов льгот приходится на физических лиц.
  Получателями льгот являются следующие категории граждан:
    -  Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда, полные кавалеры ордена Славы – 60 человек;
    - лица, подпадающие под действие закона «О ветеранах» - 49 тысяч человек;
    - лица, имеющие автотранспортное средство (микроавтобус) в соответствии с законом «О социальной поддержке детства в Ростовской области» - 39 семей;
    - лица, подвергшиеся воздействию радиации – 10 тысяч человек;
    - инвалиды всех групп – 80 тысяч человек, имеющие транспортные средства мощностью до 100 л.с.
  Такие льготы не оцениваются с точки зрения их эффективности, поскольку являются одной из мер социальной поддержки населения.
  Льготы по налогу на прибыль составляют 136,7 млн. рублей или 6,7 процента в общем объеме льгот.
  Удельный вес льготы незначительный, поскольку федеральное законодательство дает право регионам устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль организаций только в части, поступающей в областной бюджет.
  В области ставка налога понижена на 4,5 процента и составляет 13,5 процента.
  Основными пользователями льготы являются инвесторы, осуществляющие инвестиционную деятельность на территории Ростовской области.
  Задача Правительства Ростовской области оказание поддержки среднему и малому бизнесу, который является движущей силой развития экономики области, способный в перспективе обеспечить максимальную отдачу в виде расширения производств, создания новых рабочих мест, дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней.
  Исходя из изложенного предлагаю сохранить на 2016 год действующие налоговые льготы и учесть их при формировании налоговой политики области на следующую трёхлетку.
 

При цитировании ссылка на источник обязательна
© 2003 Министерство финансов Ростовской области
344050, г.Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112